|
Рекомендуем широкий выбор неплохих квартир в Одессе на сайте apart.od.ua
Одесса... Сколько книг написано об этом прекрасном городе. Ведь город - это непрерывно обновляющийся грандиозный социальный организм, ни на мгновение не застывающий в своём развитии. Одесса, вобравшая в себя богатейшие литературные, музыкальные и театральные традиции - это здравница, благословенный приют мореходов и уникальная сокровищница архитектурных жемчужин. История её богата многими знаменательными событиями, наложившими свой отпечатки на архитектурный её облик, характер жителей, их отношение к своей родине. Одесса с ее достопримечательностями сегодня – настоящий европейский город, с прекрасными дорогами, чудесными пляжами, памятниками, которые берегут одесситы, которыми гордятся. Они любят свой город и не устают передавать из уст в уста городские истории и легенды. История зарождения Одессы связана с борьбой за освобождение северного Причерноморья от османских завоевателей. В конце XVIII века в ходе русско-турецкой войны корпус генерала Ивана Гудовича и отряды черноморских атаманов Антона Головатого и Захария Чепиги штурмом взяли крепость Ени-Дунью и близлежащее селение Хаджибей. Это, казалось бы, скромное военное достижение предшествовало целой цепи побед российской армии, которая под предводительством А. В. Суворова одну за другой брала турецкие цитадели - Кинбурн, Фокшаны, Рымник, Измаил. Тянувшаяся четыре года война закончилась заключённым в 1791 году Ясским мирным договором. К России отошли Крым, земли в междуречье Днестра и Южного Буга. Потянулись на новые места переселенцы. Один за другим вставали новые города: Херсон (1778), Николаев (1789), Тирасполь (1793). В 1793 году для защиты побережья от возможных набегов янычар была сооружена Суворовым ещё одна крепость на берегу Хаджибейского залива: пять бастионов, сто двадцать пушек на гарнизон - две тысячи солдат. С этого укрепления и началась Одесса. Тогда ещё никто не пророчил ей будущей известности, но удачное местоположение становилось всё более очевидным. 27 мая 1794 года Екатериной ІІ издан указ: «Уважая выгодное положение Хаджибея при Чёрном море и сопряжённые с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческой пристанью… Работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымниковского, кому поручены от нас строения укреплений и военных заведений в той стране». Имена Дерибаса, Ришелье, Ланжерона, Кобле, Разумовского, Воронцова – тех людей, которые отдали свой талант, а порой и жизнь положили на развитие Одессы – остались в названиях улиц, площадей, в застывшей бронзе памятников. Однако Одесса, которая и сама носит женское имя и гордится улицми: Дерибасовской, Ришельевской, Пушкинской, с не меньшей гордостью относится к Елисаветинской, Надеждинской, Ольгиевской, Софиевской -улицам, получившим свои названия в честь имен знаменитых женщин. Я иду по довольно тихой улице Софиевской. Именем своим она обязана одной из самых красивых и самых необычных европейских женщин - Софии Потоцкой. Да, той самой, именем которой назван знаменитый Софиевский парк в Умани. Году в 1803 бывший киевский митрополит построил в Одессе дом, которым с 1805-го владела жена графа Потоцкого, красавица Софья. Она так перестроила старый дом, что в 1811 году Ришелье счел возможным временно поселить в нем всемогущую фаворитку Александра I княгиню М.А. Нарышкину. Для нее дали тут первый, как считается, новогодний бал в Одессе, освященный присутствием тех, чьи имена обернулись названиями улиц: Ришелье, Ланжерона, Кобле, Разумовского... От Софьи Потоцкой дом отошел к ее сыну Александру, у которого в 1831 году за участие в мятежных польских делах был конфискован и передан военному, а вскоре духовному ведомству под резиденцию архиепископа. Сегодня на Софиевской самый привлекающий внимание – дом под № 5А. Это Художественный музей им. Короленко. Перед нами типичная дворянская усадьба. Корпус в два этажа отодвинулся от улицы в глубину участка, крылья служб полукругом охватывают парадный двор, огражденный великолепной по рисунку чугунной решеткой. За домом располагается обширный сад - когда-то он спускался до самого моря. Архитектура дворца отличается тонко найденными пропорциями, а яркая окраска стен делает очень выразительными белые узорные детали и сочную лепнину. Прекрасно выполнен шести колонный портик, выплывающий из массива здания. Внутренние помещения имеют анфиладную планировку. Парадные залы с изысканной отделкой располагаются па первом этаже. Пышностью и блеском сверкает центральный зал с его паркетным полом и обилием растительного орнамента на потолке. Загадочен подземный ход под дворцом. С ним связано множество таинственных преданий. Одной из достопримечательностей этого здания является подземный грот, построенный под центральной частью, и система ведущих от него в сторону моря и вдоль берегов подземных ходов. Устройство подобных гротов восходит ко времени, когда художественный образ строился на сопоставлении архитектурных и природных форм, эпохи романтизма. Этот дом тоже принадлежал Потоцкой, только не Софье, а ее дочери Ольге, которая была замужем за двоюродным братом губернатора Одессы Воронцова. 1-го ноября 1823 года Ольга Потоцкая была обвенчана со Львом Александровичем Нарышкиным в Одессе. Дом, в котором они поселились впоследствии, архитектор Ф.К.Боффо построил в 1824-1828 году «Цепочка» последующих хозяев дома не прослежена, но последним стал некто Юрьевич, у которого вездесущий в благотворительности городской голова Г.Г.Маразли в 1889 году откупил его для городского Художественного музея. Экспозицией, интерьерами, таинственным подземным ходом он всегда привлекал горожан. У одного из хранителей, В.П.Куровского, что жил при музее, перебывали, кажется, все художники и литераторы России., а друживший с ним И.А.Бунин и вовсе останавливался в 1901 году. Не известно, бывал ли здесь А.И.Куприн, но осенью 1909 года с располагавшейся рядом площадки он полетел вместе с С.И.Уточкиным на воздушном шаре, первым из писателей увидев с птичьего полета Одессу, Софиевскую улицу, музей... Это было давно, но и сегодня в Художественном музее в любое время года цветет сирень на полотне К.К.Костанди, Пушкин прощается с морем на картине, написанной И.К.Айвазовским, таинственно мерцают старинные иконы и спешит куда-то мраморная Незнакомка, лицо которой порывом ветра прикрыла вуаль (тоже мраморная, между прочим, но на то и шедевр!). Все так же гостеприимно распахнуты полукруглые крылья музейного дома. В августе 2006 года, посетив Одесский музей, я (как и многие его посетители) получила подарок неожиданный и драгоценный. Бывшая одесситка, выпускница Одесской художественной академии, а теперь жительница Марселя, художница Лариса Перекрестова, привезла выставку мозаик «Искусство вечной красоты». Мозаичные картины, созданные из смальты, полудрагоценных камней, пластин золота – материалов неживых и статичных - на самом деле двигались, были живыми. Очаровывали, восхищали, танцующие чайки-девы; тянула руки к небу в мольбе Ярославна; бесстрастно взирала на мир Жанна дАрк. *** Во времена правления графа Воронцова в 1820 году по плану инженера-подполковника Потье застраивается Приморский бульвар. Сегодня это, бесспорно, один из лучших уголков Одессы. Бульвар осеняют вековые деревья - четыре ряда столетних платанов и кленов. Были попытки их уничтожить, но одесситы «грудью» встали на защиту исторических реликтовых деревьев. Бульвар, начинающийся от мэрии и памятника А.С.Пушкину, провожает нас к памятнику Дюку де Ришелье (1827г.) и Потемкинской лестнице, откуда открывается головокружительный вид на Морвокзал. Как только не одаривали своих возлюбленных жен властители мира, но всех перещеголял граф Воронцов!.. Такое могло произойти только в Одессе!.. Светлейший князь Воронцов подарил своей жене Елисавете лестницу. И не какую-нибудь стремянку. Гигантскую лестницу, ведущую с Приморского бульвара к морю, которая была задумана еще в середине 1820-х гг.. Но только в 1835 г. был утвержден ее проект, исполненный архитектором Ф. К. Боффо. Строительные работы начались в феврале 1837 г. и были окончены в 1841 г. Стоила лестница городу 800 тыс. рублей. Ширина лестницы снизу почти в два раза больше, чем сверху. Она состоит из 10 площадок и 10 маршей. Первоначально к морю вело 200 ступенек, но позже, когда появилась Приморская дорога, 8 из них были скрыты под асфальтом. По иронии судьбы, после съемок фильма «Броненосец Потемкин» в 19 году, этот символ Одессы вошел в историю не как Воронцовская лестница, что было бы логично, а именно как Потемкинская. У подножия лестницы ее боковые парапеты кажутся сближающимися наверху, а памятник Ришелье наверху - удаленным. Торжественная и строгая каскадная композиция ступеней и площадок, а также уступов боковых парапетов невольно ассоциируется с мерным прибоем морских волн, когда-то плескавшихся почти у самого основания сооружения и у ног той, кому была подарена – Елисаветы Ксаверьевны Воронцовой. Бывая в Одессе, много лет я совершаю паломничество в то место в Одессе, которое посвящено не просто женщине, а самой великой женщине мира – Пресвятой Богородице, Пречистой Деве Марии – в Свято-Успенский монастырь. История возникновения монастыря весьма интересна и связана с именем выдающегося церковного деятеля конца XVIII — начала XIX веков митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеско-Бодони), Экзарха Молдовлахийского. Как-то пребывая в Одессе в 1804 г., митрополит Гавриил познакомился с дворянином Александром Теутулом, владевшим имением на берегу Черного моря в районе Большого Фонтана. Поместье было окружено фруктовыми садами, виноградниками и лугами. Теутул неоднократно обещал митрополиту построить в своем поместье церковь и маяк. Но все время откладывал исполнение обещанного… Однажды в 1813 г. произошел любопытный случай. Как-то вечером Александр Теутул развел костры на берегу моря, что закончилось весьма печально. Греческие моряки, шедшие в Одессу на небольшом судне, приняли огни костров за маяк, (который в то время находился на оконечности Карантинного мола), взяли неверный курс, и судно разбилось о скалы. Погибло несколько человек. Видя в этом событии знак свыше, виня себя за неисполнение обета, Александр Теутул одарил оставшихся в живых моряков и передал церкви свое имение для устройства на этой земле храма и маяка. В 1814 г. митрополит Гавриил по благословению Святейшего Синода основал здесь архиерейское подворье, занялся сооружением маяка, строительство которого завершило в 1827 г. гражданское морское ведомство. В 1824 г. было принято решение о преобразовании подворья в Свято-Успенский мужской монастырь. Успение Божией Матери — одна из самых почитаемых православными людьми дат. Успению посвящено множество обителей Это и прославленная Свято-Успенская Почаевская Лавра, созданная на горе, где Богородица явилась в огненном столпе и на скале оставила след Своей стопы, Свято-Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, великокняжеский собор во Владимире и, наконец, сакральная вершина, возвышающаяся над всем – Свято-Успенский собор Московского Кремля, где служили патриархи, венчались на царство цари и творилась история великого государства. В 20-х годах ХХ века православная Одесса была расколота: многие храмы заняты обновленцами. В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Вскоре взорвали и главную святыню монастыря – заложенный еще ее основателем, митрополитом Гавриилом, храм в честь Успения Божией Матери. Возрождение монастыря произошло в 1944 году. С 40-х годов ХХ века монастырь – регулярное место отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие. В настоящее время в Свято-Успенском монастыре бережно хранятся святыни Православной Церкви — части ризы Христа Спасителя и хитона Пресвятой Богородицы, стопу Апостола Андрея Первозванного, ковчег с мощами Всех Святых, почитаемую народом Икону Божией Матери «Млекопитательница». Растет вверх новый строящийся собор. Ныне действующий храм Успения, маленький пруд, великолепная стена с изображением Рождества украшены мозаичными панно– их монахи создали сами. 28 августа, в день Успения Богородицы, когда я пришла вместе с другими прихожанами, чтобы поклониться Деве Марии, почтить ее память, склонившись над иконой, я получила сильный энергетический толчок в грудь. Неведомая до той минуты сила вырвалась наружу самым заветным желанием. Каким – не скажу. Об этом знает только она, Богородица. Одесса – Днепропетровск. 2006 г. Татьяна Качаленко |
советуем посетить : www.apart.od.ua |
Квартиры почасово Odesa.net.ua